Данная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла и предполагает наличие соответствующей музыкально-педагогической подготовки (дисциплин «История музыки», «Теория музыки»). Основой изучения является понимание формы как процесса, взаимодействующего с основными составляющими музыкального произведения: мелодии, гармонии, фактуры.
«Гармония и полифония» реализуется в вариативной части учебного плана бакалавриата и предполагает наличие соответствующей музыкально-теоретической подготовки. Изучение дисциплины осуществляется в четвертом и пятом семестрах учебного плана. Базовыми для освоения данной дисциплины являются «Элементарная теория музыки», «Методика музыкального обучения и воспитания», «История музыки». «Гармония и полифония» ориентирована на изучение музыкально-исторического процесса в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих педагогов-музыкантов. В процессе освоения дисциплины происходит обобщение ранее полученных музыкально-теоретических знаний в курсах истории музыки и сольфеджио.
1.1. Цель изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Инновационные процессы в образовании» является формирование профессиональных компетенций в инновационной деятельности в сфере образования и помощь студентам в овладении практическими навыками в сфере реализации современных образовательных программ общего и профессионального музыкально-педагогического образования.
1.2.Задачи изучения дисциплины:
Задачами изучения дисциплины «Инновационные процессы в образовании» являются:
- формирование знаний о сущности инновационной деятельности как части (функции) управления образованием;
- усвоение студентами основных понятий и теоретических основ педагогической инноватики;
- усвоение студентами теоретических знаний о современных инновационных образовательных процессах в мире и России;
- формирование знаний о концептуальных направлениях модернизации современной системы образования в РФ;
- изучение основ инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации и в школе (в учебном и воспитательном процессе, в управлении);
- усвоение основ проектирования и реализации педагогических нововведений в дошкольной образовательной организации, школе, среднем и высшем учебном заведении;
- формирование умений проектировать образовательные среды, в том числе инновационного характера (образовательные программы, содержание обучения, методические системы и технологии);
- изучение особенностей педагогического процесса в профильной и высшей школе;
- овладение умением проектировать пути профессионального, духовно-нравственного, творческого совершенствования студента-магистранта, учителя, преподавателя.
1.3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего образования.
Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» относится к дисциплинам базовой части; шифр дисциплины – Б1.Б.3. Дисциплина изучается в 1 и 2 семестрах во взаимосвязи с такими дисциплинами: Современные проблемы науки и образования, Методология и методы научного исследования. Она направлена на формирование знаний и умений обучающихся, обеспечивающих их способность теоретико-методологического анализа проблем инновационного развития образования; формирование компетенций в проектировании инноваций общепедагогического, дидактического, управленческого характера. В совокупности изучение этих дисциплин готовит обучаемых как к различным видам практической педагогической деятельности, так и к научно-теоретической, исследовательской деятельности.
Изучение данной дисциплины базируется на психолого-педагогической подготовке студентов, полученной при прохождении ООП бакалавриата, а также на знаниях, полученных в рамках дисциплин гуманитарного, социального, экономического, математического и естественнонаучного цикла ООП бакалавриата.
Освоение дисциплины является необходимым условием для успешного прохождения практики.
1.4. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины «Инновационные процессы в образовании» направлен на формирование следующих компетенций:
- общекультурных (ОК): способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- общепрофессиональных (ОПК) : готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);
- профессиональных (ПК) : способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2).
Важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов является их знакомство с отечественным и зарубежным музыкально-педагогическим опытом. Дисциплина «История музыкального образования» представляет краткий исторический аспект музыкальных культур, становление профессионального и общего музыкального образования Европы и России, раскрывать специфику устной и письменной традиции в передаче музыкального опыта. Изучение дисциплины «История музыкального образования» способствует овладению студентами умениями осуществлять профессионально ориентированный историко-педагогический анализ музыкально-педагогических проблем (Е.Николаева). Цели освоения дисциплины: формирование профессиональной компетентности будущего учителя музыки в области истории музыкально-педагогического образования.
Дисциплина Б1.В. ДВ.1 «Методология научно-исследовательской деятельности в области музыкально-педагогического образования» относится к блоку «Дисциплин по выбору» вариативной части и базируется на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании».
Данная дисциплина представляет собой совокупность теоретического и практического материала, позволяющего приобщить обучающихся к научно-исследовательской деятельности в области музыкального образования.
Задачами изучения дисциплины «Методология научно-исследовательской деятельности в области музыкально-педагогического образования» являются:
- усвоение методологических знаний, связанных с проблемами музыкально-педагогического образования;
- развитие умений применять полученные знания на практике, в исследовательской деятельности;
- становление профессионального, личностно-творческого отношения к методологической подготовке и прежде всего к методологическому анализу;
- формирование потребности к самообразованию на методологическом уровне.
Дисциплина "Народное музыкальное творчество" представляет собой краткий курс теоретического и практического о русской народной традиционной музыкальной культуре во всем богатстве ее региональных разновидностей, раскрывает специфику музыкального фольклора, современной методологии его изучения, возможности приобщения студентов к собиранию, изучению и популяризации образцов народного творчества. Изучение дисциплины "Народное музыкальное творчество" способствует овладению студентами умениями использовать полученные знания в будущей педагогической и исполнительской деятельности
Изучение дисциплины "Русский музыкальный фольклор" является важной частью профессинальной подготовки будущего специалиста. В соответствии с учебным планом данная дисциплина изучается в 6 семестре (заочная форма обучения).
Дисциплина «Элементарная теория музыки» относится к дисциплинам по выбору и осваивается на начальном этапе обучения параллельно с дисциплиной «Сольфеджио».
Элементарная теория представляет собой род первоначальной музыкальной грамматики, которая должна сообщить студентам систематические сведения о ряде важнейших элементов музыки.
Целями освоения дисциплины являются: формирование основных, базовых знаний музыкального языка, формирование общих представлений о закономерностях ладогармонической логики как основе профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта.