Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины «Конституционное право»:
● нормотворческая;
● правоприменительная;
● правоохранительная;
● экспертно-консультационная;
● педагогическая.
1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
● осуществления нормотворческой и правоприменительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления,
осуществления правозащитной деятельности в области прав и свобод человека и гражданина;
● осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам Конституции Российской Федерации, основ конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;
● преподавания основ конституционного права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1.3. Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент в рамках учебной дисциплины «Конституционное право»:
● освоение студентами комплекса знаний, необходимых и достаточных для участия в конституционно-правовых отношениях, для обеспечения конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности;
● формирование у студентов уважения к конституционным ценностям и активной жизненной позиции в области их охраны;
● выработка у студентов умения обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершение действия, связанных с реализацией конституционно-правовых норм;
● приобретение студентами навыков разработки и экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права;
● приобретение студентами навыков властно-организационной и правоприменительной деятельности в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработки и экспертизы соответствующих правоприменительных актов;
● приобретение студентами навыков правозащитной деятельности; обжалования действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультирования граждан, представителей общественных объединений по вопросам реализации и защиты их прав и свобод;
● овладение студентами навыками консультирования органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права;
● приобретение студентами навыков преподавания основ конституционного права.
1.4. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Конституционное право».
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
1.4.1. Знать:
● общие категории и понятия конституционного права, а также специальную терминологию, применяемую в конституционно-правовом законодательстве;
● специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений;
● источники конституционного права, их соотношение по юридической силе;
● значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития;
● значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации;
● основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности;
● федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
● конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления;
1.4.2. Уметь:
● обобщать полученные знания;
● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике;
● правильно определять нормативный правовой акт, подлежащий применению к соответствующим конституционно-правовым отношениям;
● анализировать нормативные правовые акты, регулирующие конституционно-правовые отношения, толковать правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования;
● анализировать судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации, применения в соответствующей правовой ситуации;
● принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими конституционные отношения;
● применять процедурные нормы, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления;
1.4.3. Владеть (быть в состоянии продемонстрировать):
общекультурные компетенции:
· способность осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества;
· способность развивать свой интеллектуальный уровень, осознавать социальную значимость своей будущей профессии;
· способность к самостоятельному обучению методам исследования, в том числе методу формально-юридического анализа, методу сравнительно-правового анализа, системному методу работы с нормативным материалом; правилам юридической техники;
· соблюдать принципы этики юриста;
· способность анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы;
· способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
профессиональные компетенции:
· способность использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике, в том числе в экспертно-консультационной деятельности;
· определять коллизионные нормы конституционного права, предлагать эффективные способы преодоления коллизий;
· способность оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию;
· восполнять пробелы конституционно-правового регулирования путем применения аналогии права и закона;
· выделять основные проблемы в регулировании конституционно-правовых отношений, моделировать пути и способы их разрешения;
· разрабатывать проекты нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права;
· демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации;
· способность преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне.