Целями освоения дисциплины «Психолингвистика» являются: формирование у бакалавров системы базовых знаний в области отечественной и зарубежной психолингвистики; обеспечение усвоения бакалаврами основных понятий, методов и процедур психолингвистики. Знакомство с основами теории, методологии и практики исследований в области психолингвистического развития ребенка.
Задачами изучения дисциплины «Психолингвистика» являются:
- Раскрыть особенности психолингвистического развития ребенка;
- Обеспечить освоение студентами основных теоретических понятий и методологических подходов в области психолингвистического развития ребенка, включая классические и современные концепции;
- Ознакомление с наиболее популярными и универсальными методами психолингвистики;
- Познакомить с наиболее известными научными монографиями и статьями по предмету.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего образования.
Изучение данной дисциплины базируется на освоение обучающимися дисциплин «Основы речевой культуры дефектолога», «Русский язык и культура речи», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Педагогика «Специальная психология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Нейропсихология», «Психопатология», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» и др.
К началу изучения дисциплины бакалаврианты должны обладать знаниями основ психического развития человека, возрастных особенностей становления органов слуха, речи и зрения, высшей нервной деятельности, высших психических функций, роль и значения культурного, социального окружения ребенка в его формировании и развитии, основных закономерностей дизонтогенеза, отклонений и особенностей развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение этой дисциплины необходимо для завершения формирования представлений, умений и опыта организации диагностической и коррекционной работы, взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родственниками и близкими. Изучение курса «Психолингвистика» обеспечивает научное, качественное, корректное, практико-ориентированное выполнение выпускной квалификационной работы.
Процесс изучения дисциплины «Психолингвистика» направлен на формирование следующих компетенций:
а) профессиональных (ПК):
- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидульно-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1).
б) общепрофессиональных (ПК):
-способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).